Аккумулятор - один из важнейших элементов автомобиля. Как и у любой другой детали, у него есть свой ресурс. Даже самые дорогие модели требуют замены после 3-5 лет эксплуатации. Со временем АКБ теряет свои характеристики, емкость батареи уменьшается, начинаются проблемы зимой с тем, чтобы завести автомобиль. Многие автовладельцы медлят со своевременной заменой и начинают выбирать новое устройство только тогда, когда аккумулятор окончательно сдох. Хорошо, если машина просто не завелась с утра перед работой, намного хуже, если автомобиль заглох посреди дороги или, того хуже, трассы. Необходимо подойти к вопросу замены заранее и подобрать подходящую АКБ.
Самый распространенный сезон для поиска нового аккумулятора - зима. Но знаете ли вы, что батарея начинает “умирать” уже летом? Эксперты замечают, чем жарче было лето, тем больше клиентов начинают искать замену АКБ после первых заморозков. Это связано с тем, что летом батарея может быть в длительном состоянии разрядки, которое автовладелец не замечает. Кондиционеры, холодильники, зарядки, аудиосистемы создают дополнительную нагрузку на генератор. Нехватку энергии он компенсирует за счет аккумулятора. Из-за этого нередки случаи, когда АКБ умирает уже летом.
Перед автовладельцем встает вопрос - какой же аккумулятор лучше купить на автомобиль?
Все аккумуляторы похожи друг на друга - это большая емкость, заполненная кислотой, из которой выходят два свинцовых токовода (клеммы). Их работа состоит из превращения электрической энергии в химическую (при заряде) и обратном превращении — химической энергии в электрическую (при разряде).
Эта энергия нужна, во-первых, для запуска двигателя, во-вторых, в качестве резервного источника питания и, в-третьих, в роли буфера для сглаживания скачков напряжения, принимая на себя все излишки энергии с генератора.
Принцип действия не менялся с 1860 году, когда Гастон Планте продемонстрировал первую аккумуляторную батарею. Но тогда на подзарядку требовались месяцы, а то и годы. Сейчас достаточно нескольких часов для полной зарядки.
К тому же внутренняя конструкция претерпела значительные изменения. Современные АКБ состоят из:
- корпуса, внутри которого залит электролит;
- два контактных вывода (положительный и отрицательный);
- два пакета пластин (положительные и отрицательные);
- пробки, внутри которой заливная горловина (есть не у всех современных аккумуляторов).
На сегодняшний день все аккумуляторы для авто делятся на три основные категории:
- Требующие постоянного ухода.
К ним относятся сурьмянистые и малосурьмянистые. Маломощные, считаются устаревшими.
- Нуждающиеся в редком контроле.
Испарение воды в них происходит менее интенсивно, чем в обслуживаемых, однако необходимо периодически их проверять.
- Необслуживаемые.
Полностью герметичны, поэтому считаются лучшими аккумуляторами. Нормальная работа гарантируется производителем в течение всего гарантийного срока. Отличаются повышенной устойчивостью к ударам и вибрациям. У них самая высокая стоимость из всех.
Важным при покупке нового аккумулятора является маркировка. На корпусе устройства указывается:
- модель;
- товарный знак завода-изготовителя;
- предупредительные знаки об опасности устройства и о необходимости аккуратного обращения;
- масса батареи в состоянии поставки с завода;
- номинальное напряжение;
- номинальная емкость;
- пусковой ток;
- знаки полярности;
- уровень залитого электролита;
- дата изготовления.
Наиболее важные характеристики, которые нужно учитывать, когда принято решение менять аккумулятор:
- полярность;
- емкость аккумулятора;
- пусковой ток;
- размер аккумулятора.
Самый простой, но от этого не менее важный параметр, габариты АКБ. При покупке будет обидно промахнуться на пару-тройку сантиметров. Установка в штатное место аккумуляторов большего или меньшего размера недопустима.
Второй по простоте — полярность, или иначе расположение электродов. Если установить аккумулятор с неподходящей полярностью, может возникнуть излишнее натяжение проводов, что недопустимо при последующей эксплуатации авто.
В случае с прямой полярностью положительный электрод находится слева, а с обратной полярностью — плюс расположен справа.
Емкость аккумулятора указывается в Ампер-часах (А.ч или Ah). Параметр сообщает о том, какое количество электричества способна отдать АКБ при длительном режиме разряд.
Самое важное правило — каждому типу автомобиля подбирается аккумулятор определенной емкости. Если занизить этот параметр, возможны осложнения при пуске в зимнее время и последующему сокращению ресурса АКБ.
Неправильно подобранная емкость АКБ является одной из причин частой замены батареи на авто, так как она быстрее расходует свой ресурс.
Напоминаем, на большинство машин с бензиновыми двигателями правильный аккумулятор имеет емкость 60 А/ч. Для авто на дизеле и внедорожниках с большим объемом двигателя емкость может достигать 75 - 90 А/ч, для тяжелой техники - 140-200 А/ч.
Следующий важный параметр- пусковой ток. Он протекает в стартере автомобиля в момент запуска двигателя. Указывается в Амперах (А).
Номинальная величина пускового тока соответствует мощности источника питания, которую тот способен выдавать на протяжении 10-30 секунд при температуре -18 градусов по Цельсию. Чем больше ток, тем легче будет запускать двигатель в морозы, поэтому для холодных регионов рекомендуется покупать АКБ с большим пусковым током.
Обратите внимание, маркировка и стандарты в разных странах отличается. В зависимости от страны-производителя пусковой ток может обозначаться:
- DIN (Германия)
- SAE (США)
- EN ( Россия и другие страны Европы).
Как понять, какие аккумуляторы из всех представленных на рынке лучше для вашего автомобиля?
Есть два простых способа:
- Обратитесь к инструкции по эксплуатации автомобиля. В ней указаны все необходимые значения аккумулятора.
- Если вас устраивала работа предыдущей батареи, посмотрите значения на маркировке на корпусе.
Не стоит ждать момента, когда аккумулятор подведет вас, и машина не заведется с утра. Замените его в указанные 3-5 лет.
Старый аккумулятор можете продать перекупщикам или сдать в магазин в обмен на скидку.